«Помятый подчеркнуто беззаботной жизнью француз депрессивно рефлексирует на последнем выдохе»
Этим фильмом я, пожалуй, закрыл для себя фильмографию Луи Маля на неопределенный срок. Увидел три его самых известных фильма (этот, «Лифт на эшафот» и «До свидания, дети») + камерный «Мой ужин с Андре». Если, зачем-то, сравнивать его с другим французом Робером Брессоном, у которого я тоже посмотрел четыре фильма из обязательной программы маленького киномана, то Маль мне нравится больше. Не на голову, но больше. В 25-30 лет он снял два совершенно зрелых фильма (этот и «Лифт») и одно это говорит в пользу его неординарности.
«Затухающей огонек» (он же «этот») я решил посмотреть из-за достойных рейтингов и десятки одного из пользователей-френдов на Кинориуме. Рано или поздно я, наверное, и сам бы до него добрался. Но добрался раньше.
Кино сложное. Он должно попасть под настроение, под какое-то что ли поэтическое, не обязательно суицидальное, мироощущение. Главный герой – мужчина, которому до кризиса среднего возраста еще лет пять жить и жить. Это очень сильно рефлексирующий мужчина. Проговаривающий все свои мысли на камеру (в диалогах, в основном, конечно). Ему все чертовски настонадоело. Вот прям чертовски. И Нью-Йорк ему не люб. И от Парижа тошно. Прожигатель жизни, он допрожигался до экзистенциального кризиса.
Зритель застает нашего героя (очень самозабвенная роль Мориса Роне) после выписки из рехаба, так сказать. Повествование охватывает пару-тройку дней. Сцены в интерьерах чередуются с уличными сценами, во время которых получается хоть немного отойти от заразительной тоски. Герой встречается с массой старых знакомых, среди которых много эффектных французов обоих полов. Но камера выхватывает и обывателей в толпе, с лицами попроще. А у героя и его окружения сплошь модельная внешность, правда со следами усталости на нестарых еще лицах.
Итак, декаданс-вояж завершен. Выводы сделаны. Все плохо. Жить нельзя. Или можно? Финал расставит все по своим местам. Вероятно, кино придется по душе романтикам и поэтам, особо тонким натурам, склонным к чрезмерной эмпатии. Душевные терзания героя с фамилией как у сети магазинов (Леруа), на самом деле, тронут любого. Но у жизнелюбивых, боюсь, особого отклика не найдут.
Настоящий детектив (3.1) 656648 ~ Затухающий огонек