«Трясущие стариной напарники-копы выманивают деньги у зрителей, попадая в очередную переделку»
We are the family
Пролог. Грустно, дорогие друзья. Грустно оттого, что замечательный кино-франчайз «Смертельное оружие» вот уже десять лет как «выстрелил» в последний раз, лишь снова подтвердив закон жизни: «все хорошее когда-нибудь да заканчивается». На выход в свет продолжения особо рассчитывать не приходится (хотя, как говорится, надежда умирает последней), поэтому буду писать свой четвертый отзыв (на четвертую часть) в уже выше обозначенной минорной тональности, при этом, само собой разумеется, закончу свою работу на мажорной ноте.
А все-таки, подумалось мне, ни к чему нам здесь переживания-страдания по поводу расставания с любимыми героями и завершения их приключений, обличенных в форму классических голливудских криминальных боевиков. Да, без Ригза и Мерто в жанре образовалась неслабая прореха, но не вечно же спекулировать на успехе сериала: надо уметь остановиться и сделать это вовремя, не спустив все былые достижения в трубу, создав какой-нибудь бездушный и меркантильный сиквел. На мой взгляд, «Lethal Weapon 4» достойное продолжение и… окончание. При всем сказанном, почему-то чувства отторжения мысль о гипотетически возможных съемках пятой части не вызывает. Ну, а если мы так и останемся всего с «четырьмя тузами на руках», то это тоже неплохо: всегда можно пересмотреть фильмы 87-го, 89-го, 92-го и 98-го годов, и вновь окунуться в незабываемую атмосферу запредельного драйва и веселья, пережить невероятные события вместе с замечательными героями Мэла Гибсона и Дэнни Гловера.
По сути. Начало четвертого фильма верно традициям: без всяческих прелюдий зритель вместе с главными героями оказывается в эпицентре очередного служебного эпизода. На сей раз Ригза и Мерто, впрочем как и нас, не на шутку удивил и заставил понервничать (ну, а зрителя – скорее повеселиться) некий отморозок с огнеметом и автоматическим огнестрельным оружием. Будто бы сошедший со страниц сценария к другому фильму, этот персонаж быстро освоился в Лос-Анджелесе 90-х. Привыкли, а вскоре нашли на него управу, и наши бравые копы. Ну, а разве могло быть иначе?!
Тем не менее, по ходу дела уже и Ригз (на сей раз у Гибсона несколько непривычная более короткая стрижка) становится «ту олд фор зис шит». Но, мы то знаем, что вместе (пусть оба и «ту олд») наши ребята способны противостоять любому бэдгаю, откуда бы он ни был, да хоть из самого Китая. Но к Джету Ли мы вернемся чуть позже. Сейчас же продолжу мысль об истинной силе парочки Ригз-Мерто. Крепкая, повидавшая виды, поддерживающая и придающая силы в трудные минуты, настоящая дружба – источник неувядающей энергии и, фактически делающая наших героев неуязвимыми для любых злодейских козней. Когда между людьми (в нашем случае еще и полицейскими-напарниками) возникают такие отношения, такая крепкая духовная связь – они, пусть и стареющие, становятся только сильнее. К тому же рядом с ними близкие, родные и любимые люди. В этом плане четвертая часть являет собой апофеоз этой составляющей франчайза: количество для зрителей со стороны кажущихся чрезмерно слезливыми и сопливыми эпизодов здесь довольно велико. Но настоящего фэна «Смертельного оружия» (всех его проявлений, не только драк и погонь) эти сцены способны растрогать до глубины души, впечатлив похлеще каких-нибудь специально на это заточенных мелодрам.
Самым волнительным для меня явился экшен-финал, где Мерто с Ригзом поочередно спасают друг друга, в итоге даруя зрителю феноменальный по эмоциональному воздействию эпизод, заканчивающийся их комичным «дружеским пальцевым контактом». Затем нас ждут сменяющие одна другую финальные сцены (а-ля «Третий Властелин Колец»), завершающиеся долгожданным прибавлением в их замечательном общем семействе. Групповое фото, отличные титры под «Why Can’t We Be Friends». Финальная позитивнейшая точка поставлена. Диск с фильмом на полку, любимых киногероев поглубже в сердце. До следующей скорой встречи!
Казалось бы, все, закончен отзыв. А вот и нет. Будем следовать схеме несколько-этапного финала. Да, и обещал я про Джета Ли (а вместе с ним и о других старых и новых второплановых героях) что-то написать. Негоже обманывать своего драгоценного читателя.
Итак, кроме, в этот раз заделавшегося частным детективом Лео Гетса, и ждущей ребенка, а потому слишком часто в боевых сценах не участвующей Лорны Коул, Доннер пригласил двух звезд: всего такого харизматичного и эффектного пресловутого Джета Ли, отлично сыгравшего китайского гангстера, мастерового по части восточных единоборств и зловредного по отношению к гудгаям и их близким; а также фееричного, но в данном проекте очень органично не перегибающего палку и не тянущего одеяло на себя, Криса Рока в роли Ли Баттерса, до поры до времени засекреченного зятя Роджера Мерто. Отличное пополнение актерского состава. Яркий (конечно, первое место в этом плане по прежнему у Лео Гетса в исполнении Пеши) помощник главных героев, в меру фонящий и крайне уместный. И самый, на мой взгляд, колоритный злодей всей квадрологии, финальный эпизод с участием которого очень хорош: и с визуальной, и с морально удовлетворяющей точек зрения.
Завершающие штрихи отзыва. Боюсь, что особо лестных слов о сюжетной канве я не скажу. Довольно шаблонная криминальная китайско-мафиозная сердцевина, на которую, впрочем, очень неплохо нанизывается все остальное. Таким образом, мое итоговое впечатление ничуть не омрачено не выдающимся сценарием. Ну, а зубодробительный экшен тут как обычно на месте, выше упомянутые душевные дружеские отношения и гимн семейным ценностям сидят как влитые, юмор по-прежнему очень хорош (ниже пример скабрезной, но такой уморительной шутки-диалога; особенно вам понравится, если фильм смотрели недавно):
Martin Riggs: What`s going on Rog, why you lying to me? Where`s the money coming from? IA says you`re on the take.
Roger Murtaugh: You ever hear of Ebony Clarke?
Martin Riggs: Yeah, she writes those cheesy sex novels… why? You boinking her?
Roger Murtaugh: No I`m not boinking her, Trish is Ebony Clarke.
Martin Riggs: You are boinking her.
Roger Murtaugh: Yeah, Yeah I`m boinking her.
Эпилог. Какова будет дальнейшая судьба героев фильма, как и судьба всех нас, это полная неопределенности и скрытая завесой таинственности информация. Хочется, чтобы у всех все было бы хорошо. Пусть так и будет. Ну, а сейчас мы оставляем их: ставшими папой и мамой Мартина Ригза и Лорну Коул, ставшего дедушкой Роджера Мерто, заполучившего отличного тестя Ли Баттерса и нашедшего свою настоящую, очень дружную семью Лео Гетса. У любимых кино-персонажей все в порядке, а значит и у нас на душе спокойно. А переживания оставим до следующей встречи, когда диски со «Смертельными оружиями» будут вновь расчехлены, а на экране опять появятся дорогие сердцу титры: Mel Gibson, Danny Glover, a Richard Donner film «Lethal Weapon».
29 декабря 2008
Тайна 391459 ~ Мыс страха 92744 ~ Смертельное оружие 4