«Многочасовое кино с ошеломляющей музыкой и гангстерской дружбой до гроба»
Один из самых длинных (3 часа, 36 минут – это вам не шутки) гангстерских эпиков, «Однажды в Америке», выношенный и взращенный заботливой «мамой» – легендарным Сержио Леоне, кино по сути своей являющееся большой мистификацией, историей о Жизни, обличенной в форму криминальной драмы. Здесь бандитские разборки, грабежи, убийства, дележ территорий – не основа, а яркий фон.
Экзистенциальная история дружбы пятерых (а потом четверых: таков уж криминальный мир) обитателей Нью-Йорка начальных десятилетий 20-го века. Полнее всех раскрыты герои Де Ниро и Вудса. Безумные характеры. Предательство, любовь и жертвы того и другого.
Перед нами настоящая сага, куда более глубокая и разноплановая чем рядовая криминальная драма. Но, может быть, в этом разбросе, в этой многослойности и содержится некий зачаток корня зла. Принять и полюбить всем сердцем «Однажды в Америке» у меня не получилось. Сначала о причинах этого анархизма, а чуть позже о несомненных плюсах мастерписа Леоне.
Итак, что имеем на «темной стороне» силы? Убийственный хронометраж вкупе с не всегда уместной неспешностью развития событий плюс нарочитая жестокость и откровенные сцены непристойного характера, а все это еще приправляется такой технической оплошностью, как ненатуральная ярко красная кровь (более подходящая какому-нибудь «Городу грехов»). Вводит меня все это в смятение, и пока что я бессилен этому противостоять.
А вот бесконечно хвалить и превозносить «Однажды в Америке» можно за гениальную музыку Морриконе (и пусть иногда она вроде как и неуместна, но когда попадает в тему, пробирает до самых печенок), за шикарных Вудса и Де Ниро и, конечно, за двояко трактующуюся концовку а-ля ооочень сильно удлиненный ендинг «Таксиста».
Шедевр? Безусловно! Бескомпромиссный шедевр? Для меня еще нет.
11.08.2009
Леон 100515 ~ Миссия: невыполнима 3 250976 ~ Однажды в Америке