«Знаменитная «полочная» военная драма, начиненная замечательными образами и колоритными персонажами»
Иногда смотрю интервью у Дудя на Ютубе. Когда гость интересный. Вот намедни был Антон Долин, кинокритик с очень хорошо подвешенным языком. В разговоре о советской цензуре он упоминал фильм «Комиссар». Я о нем немного слышал, но основной импульс к просмотру получил как раз от похвалившего картину Долина.
Сценарий и постановка – Александра Аскольдова. Его фильм запретили к показу, а самого отчислили из стана кинематографистов и зарубили кинокарьеру на корню. К счастью сохранилась копия, и в 1988 году «Комиссар» увидел свет и получил признание как в СССР, так и в мире.
Кино очень самобытное. Что-то в духе Тарковского и Германа, но с более доступной фабулой и повествовательными приемами. Прекрасней всего в фильме изобразительный метафоризм, реализуемый через флэшбеки и бредовые видения главной героини. Сцена родов вообще гениальна.
Актеров по сути трое. Плюс пара второплановых красноармейцев во главе с Шукшиным, выводок детишек и бабушка-еврейка с характерной внешностью. Главные роли у Мордюковой, Быкова и Недашковской. Первые двое известные всем советские актеры. Третья – актриса с приятной внешностью, изображающая многодетную мать еврейского семейства.
Быков тоже сыграл еврея, отца семейства, в которое на постой определили внезапно забеременевшую комиссаршу (Мордюкова). В описании сюжета на киносайтах по сути полностью пересказывается фильм (лучше его не читать, если хочется хоть какой-то интриги). Перипетий-то в показанном отрезке из жизни героев особых и нет. Вся соль в живописании момента, определенной ситуации в стране, находящейся на перепутье.
Особой антисоветчины в фильме нет, но цензоры его положили на полку, навсегда «забанив» Аскольдова. Время все расставило по своим местам. Перед нами hidden gem советского кинематографа, и глубоко копающим киноманам его, конечно, стоит посмотреть.
В лучшем мире (1.1 - 1.3) 1575168 ~ Комиссар