«Третья полнометражная экранизация Дарабонтом Кинга: не шедевр, но финал вам запомнится навсегда»
Ниже мой отзыв с форума Кинопоиска, написанный после первого просмотра, в 2007 году.
Со дня просмотра прошла уже неделя, но воспоминания о фильме все еще свежи. Как я уже писал, для меня это показатель качества, если можно так сказать. Сижу вот, в наушниках – The Host of Seraphim (by Dead Can Dance). Включил для соответствующего настроения. Сама-то мелодия не так уж и западет в душу, но уже не раз ее прослушал – помогает вспомнить о финальных сценах (именно она играла в концовке).
Итак, о фильме... и его составляющих. Раз уж начал с музыки, то отмечу, что, к сожалению, Ишэму особо расписаться не дали. Наверное для пущей атмосферности. Но мне кажется, что фильму совсем не повредили бы музыкальные вариации а-ля «Столкновение» в больших объемах. Финальная же, вышеупомянутая, композиция была, вроде, и очень в тему, и, в то же время, крайне неожиданна. Что касается ее содержания – то смотревшие Гладиатора и Гнев несомненно уловят популярные в саундтреках (у братьев Скотт в частности, вспоминается еще «Черный ястреб») последнего времени заунывно-женско-песнопенные мотивы. От музыки, своими редкими проявлениями, создающей задуманную атмосферу, перехожу к общей атмосферности фильма. В этом плане кино просто офигительное (извиняюсь за мой французский). Чего-чего, а атмосферы армагеддона в отдельно взятом городке (а может быть и на отдельно взятой планетке) фильму не занимать! Саспенс высшей пробы. Отмечу, между делом, что не менее атмосферный «Сайлент Хилл», сравнения с которым у кого-то напрашиваются, мне не особо пришелся по вкусу. Одной атмосферы, без должного смыслового сопровождения, не достаточно. Перехожу к смысловой нагрузке фильма. Несмотря на немаленькое количество экранов российского проката, сказать, что кино это предназначено для широкой аудитории – нельзя. Кто смотрел Мглу – понимает о чем я. Not another popcorn movie! Много смотревших ругаются на современных зрителей, которые именно на этом фильме своим «неспортивным» поведением попортили нервы тем, кто знал на какой фильм идет. Мне вот более-менее повезло (наверное, потому что в будний день смотрел). На Беовульфе (чуть ранее) был просто апофеоз зрительской идиотии. На Мгле, кроме закономерных апплодисментов в известной сцене, лишь под конец пара человек в моем зале изрекли что-то на их взгляд остроумное. Прогрузился народ. Получил свою долю эмоциональной встряски и я. Не могу закрыть глаза на факт некоторой «оторванности концовки от основного повествования», но также не могу не признать, что этот plot twist был очень собой недурен. Думаю, что альтернативные финалы (как у Кинга в книге или еще как-то) не смогли бы впечатлить настолько же.
Никто здесь не писал, но, наверное, хоть кому-то приходило в голову сравнить полученные впечатления от концовки Мглы с впечатлениями от концовки фильма Семь. Как ни крути, но и там и там есть о чем подумать! (и «желание подумать» – не единственное, что связывает эти концовки). Еще пару слов о концовке. Под спойлером, на всякий случай... Женщина с детьми, за которыми она ушла из с.маркета в начале событий, в кузове военного грузовичка – это был сильный ход. Вполне рядом с ней могли посадить и мистера Нортона (темнокожего соседа главного героя; о том что он погиб в фильме, как и в книге, прямым текстом не сообщалось), но это, наверное, уже перебор бы был. В своем отзыве Victoria Kinney упоминала о «Ромео и Джульетте». На мой взгляд – в точку. Прием «еще бы чуть-чуть и все было бы хорошо» используется в литературе и кино еще со времен Шекспира. Дарабонт просто не побрезговал воспользоваться этим приемом вновь. Кроме того, что Мгла супер-атмосферное кино, скажу, что это еще и очень пессимистичное и безжалостное к своим героям кино. И, между прочим, кровавое и изобилующее не особо аппетитными сценами. Умирают в фильме все кто только могут (ну, почти все). Конечно у Кинга в книге было так же, но там к персонажам особо и не успеваешь привыкнуть (запомнить бы кто есть кто по именам – уже хорошо). В Мгле Дарабонта мрут все: и стар и млад. Особо жалко (кроме умерших за кадром пассажиров Land Cruiser-а) Олли. Симпатичный был персонаж. Далее галопом по европам упомяну то, о чем хотелось упомянуть в связи с просмотром
- Постер к «Нечто» в начале в хате глав.героя, был мною конечно распознан. Думаю, Дарабонт намекал, что нас ждет что-то не менее атмосферное, чем фильм Карпентера. И во многом был прав, чертяка. Кстати, события фильма разворачиваются, вроде как, в восьмидесятых? В книге, по-моему, и того раньше: 50-е, 60-е прошлого века. Рисоваемый постер к «Темной башне» распознан не был (точнее угадывался там силуэт Иствуда), но что же там было изображено – прочитал в сети
- Операторская работа порадовала. Эта фишка с наездами камеры (умилил наезд не только на лица героев, но и на щупальцу «осьминога» в начале) смотрелась очень свежо и шла, на мой взгляд, на пользу особой, оригинальной атмосфере (извиняюсь, конечно, за столь частое упоминание этого существительного )
- Невольно вспомнились Хичкоковские «Птицы». Думаю, не одному мне
- Несмотря на аппокалиптичность и безрадостность разворачивающихся событий, фильм разбавляется юмористическими сценами (прием, вполне удачно использовавшийся недавно Михалковым в «12»)
- Монстры смотрелись не превосходно, но очень даже сносно. Кроме момента укуса девушки в шею – тут уж девушка сама по себе была, летающий скорпион из параллельного мира – сам по себе. Но на эти мелочи я вполне готов закрыть глаза
- Локализация была, мне кажется, очень посредственной. Хочу посмотреть в оригинале (хотя фильм не из тех, что много раз посмотреть желаешь). Как бы банально не звучало – куплю DVD
Итоговая оценка фильму: 9 из 10. Отличная атмосфера (опять она!), впечатляющая концовка, хорошие актерские работы Джейна и Гэй Харден немного «ложка-дегтируются» неровностью повествования и другими мелкими недостатками.