«Фирменная Быковская чернуха с театральным драматизмом и ненормально опустошающим финалом»
Юрий Быков опять снял мрачное, пессимистическое кино про то, как все в этой жизни плохо. Опять название из одного слова. И, возможно, это опять его последний фильм. Но тут не уверен, уже потерял нить эпопеи: уходит он из кино или еще побудет.
Сеттинг примечательный. Неработающий санаторий в духе того, что в «Сиянии» Кубрика. Вместо писателя, становящегося агрессивным, перманентно индифферентный мужик, Быков собственной персоной. Вместо его жены-истерички – тоже не совсем стабильная женщина (роль Аллы Югановой). Ну а вместо сына на велосипедике – аутентично дающий бандюка-ренегата Абашин. Однако, никакой мистики, как в «Сиянии», не будет, и вообще пора заканчивать с этими надуманными параллелями.
Начинается фильм с тяжелого дыхания заглавного героя. Оно, скорее всего, олицетворяет текущее состояние современного русского кинематографа. Но это не точно. Заканчивается фильм общим планом, оставляющим зрителя наедине со своими мыслями и демонами. А еще – с желанием скорей посмотреть серию какого-нибудь ситкома, чтобы поднять настроение. Нет, фильм не беспробудно депрессивный, и у того же Балабанова, да даже Звягинцева, иногда тональность куда ближе к «хоть сейчас в петлю» и «почему я обречен жить именно в этой стране», но малейшая надежда на легковесность хоронится вместе с собакой в одной из первых сцен.
Гнетущий музыкальный ряд подчеркивает одиночество и безысходность, хорошо дополняя сугробы и угрюмые лица персонажей этой камерной и несложной истории. По классике жанра нас интригуют таинственным бэкграундом главных героев. В определенный момент, взяв театральную паузу, они начинают рассказывать о своем пути в этот санаторий-чистилище, и ничего приятного мы там не узнаем. Как, впрочем, и чего-то оригинального. Есть сюжетный твист с профессией Сторожа, но он, учитывая концовку, какой-то холостой получился.
Жанр фильма – криминальная драма, с элементами триллера. Тут имеются русские гангстеры на черных машинах. Немного стреляют. Будут по ходу дела трупы. Стандартный набор сценариста Юрия Быкова. Предсказуемость играет за обе команды. «Сторож» никого не удивит, но поклонники работ «одного из самых честных отечественных режиссеров, который живописует сплин современной России, но не предлагает ответов» будут довольны увиденным, здесь без вариантов.
Сторож ~ СверхНЕестественное 1668399 ~ Менталист (7.1) 441869