«Деды и дети в мультфильме-путешествии на край света и в глубь зрительских сердец»
В кои-то веки пошел вчера в кино на сеанс премьерного дня проката. Днем больно уж мне завидно стало, что мои виртуальные собеседники вот-вот уже посмотрят новую полнометражку (а, как оказалось, вместе с ней замечательную короткометражку – про облако и аиста) всеми любимомго Пиксара, а мне предстоит томиться в ожидании. Волевым решением все планы на вечерний досуг были задвинуты подальше и билеты в кино приобретены. Ну, конечно же я ни грамма не пожалел о своем решении.
Информативные киноведческие вступления-размышления и эмоционально насыщенные заключения оставим авторам полновесных отзывов. Я же пробегусь по своим личным впечатлениям, расскажу, что понравилось, а что – не очень, подрезюмирую оценкой и некими выводами.
Отмечу, что смотрел мульт без всяких там очков (местный кинотеатр, очевидно, не располагает должными ресурсами), в обычном не трехмерном изображении. Но я, еще ни разу не видевший 3d-фильмов и мультфильмов, ничуть (не исключено, что потому что не видел 3d-фильмов) из-за этого не расстраиваюсь. К тому же, где там можно было «впендюрить» 3d – я даже как-то и не знаю. К тому же, Пиксару все эти технологии не особо и нужны – о компенсации сюжетной составляющей зрелищной картинкой никогда у них речи не заходит.
Ну, раз начал с визуальной компоненты, до конца расскажу, что думаю о картинке нового творения пиксаровцев. Все традиционно очень красиво, хотя и несколько специфично в плане физиономий героев. Плюс интерьеры и экстерьеры основного места действия (Райский водопад) – не отличаются особой красочностью. Но в остальном – все супер!
О музыке. Как известно музыку к полнометражкам Пиксара писали трое композиторов. «Братья» Ньюманы (Рэнди и Томас) и Майкл Джаккино. Чтобы не пропадал исследовательский «труд», напишу, кто за что в ответе: Рэнди Ньюман – музыка к «Историям игрушек», «Приключениям Флика», «Корпорации монстров» и «Тачкам» (кстати, именно эти мультфильмы имеют у меня высокую, но на полбалла меньшую чем у остальных работ Пиксара, оценку в 9 баллов). Томас Ньюман – «В поисках Немо» и «ВАЛЛи» (самые любимые мои мульты студии). Майкл Джаккино – «Суперсемейка», «Рататуй», «Вверх» (тоже практически высшие оценки всем!) Т.Ньюман, и как композитор к игровым фильмам, нравится мне, конечно, больше всех. И музыка у него, кто бы что ни говорил, просто замечательнейшая. Но вот Джаккино в «Вверх» выдал тоже нечто очень и очень красивое и подходящее под сюжетное повествование, носящее зачастую несколько печальный характер.
Да, на этот раз пиксаровцы создали очень серьезный, хотя по-прежнему хорошо принимаемый детьми (но и взрослым, как обычно, будет что почерпнуть), продукт. Линия старика Карла, не самое беззаботное детство пионера («почтальона») Рассела, несколько сцен с наличием крови (и это в мультике-то!) – все это придает достаточно веселому и позитивному мультфильму нотки драматизма и явной взрослости!
Сочетание юмора и душещипательности – конек Пиксара. Их лучшие мультфильмы не отступали от этого правила, и это шло на пользу: критики и зрители оценивали это должным образом! Одномерно веселящие, забывающиеся на следующий день мультфильмы – это хлеб Дримвокса (хотя, лично я, их продукцию тоже очень высоко ценю, но, конечно, до Пиксара по многим компонентам им далековато). Пиксар ежегодно выдает мини-шедевры, мультфильмы с увлекательным многослойным сюжетом, каждый из которых вполне подошел бы для отличного кинофильма (просто, путем анимации можно реализовать нереализуемое, и этим, конечно, надо пользоваться; и пиксаровцы пользуются на все 100%).
«Вверх» – это замечательная история, с очень небанальной фабулой, с интересными сценарными находками и ходами, с оптимистичной концовкой. Тут есть где взгрустнуть, есть где посмеяться вдоволь (зе бест эпизод: мнимое падение Рассела в гущу небоскребов ). Эдакий мультипликацонный «Гран Торино» получился чуть менее трагичным, но таким же эмоционально насыщенным и жизнеутверждающим.
Как обычно у Пиксара, мульт испещрен различными аллюзиями. Внимательный зритель сможет усмотреть какие-то отсылки и пародии. Меня, например, особо порадовали «играющие в покер собаки» по мотивам картин Кассиуса Кулиджа. Кстати, собачья тема в «Вверх» занимает одну из главных позиций. Показаны и обсмеяны, кажется, все какие только возможно повадки и привычки наших четвероногих друзей. Меня, как собачника, все эти приколы веселили жутко. «Белка», приколы с мячиком, сценки «любимый хозяин» – всё в точку, всё просто супер!
Кроме не очень радужных локаций, о которых я писал выше, для меня ложечкой дегтя (как, например, в «ВАЛЛи» наличие людей-толстяков; Пиксар, к сожалению, всегда чуть-чуть-чуточку но не дотягивает до идеала в моих глазах) стал сюжетный замут с путешественником-отшельником. Во-первых, с собаками там небольшой перебор. Во-вторых, мотивация антагониста как-то не очень внятно прописана. Не, в принципе с ним все понятно. Но могли бы как-то и почетче показать, что у дедка съехал крышняк от длительного проживания вне цивилизации. Ну, конечно, демонический смех в «камеру» – это было бы не оригинально. Но как-то его антигуманные попытки умертвить Карла и Рассела – они смотрелись несколько неадекватно. В-третьих, Карлу по виду под семьдесят-восемьдесят, следовательно «злодею» должен был стукнуть сотник. Не сильно это коробит, но пресловутое математическое образование от просмотра в этом моменте отвлекало.
Совершенно не хочется заканчивать свой отзыв-обзор на прозаичных придирках. А потому скажу еще несколько теплых слов в адрес «Пиксара» и их нового детища. Думаю, многие после просмотра «Вверх» придут к умозаключению, что, мол «ВАЛЛи» де был помощнее. Но, как мы хорошо знаем, мультфильмы студии – они все столь не похожие друг на друга по содержанию, затрагивают столь различные темы и жанры (а их традиционные короткометражки лишь вынуждают дополнительно изумляться безграничности фантазии создателей), что сравнивать в общем и целом их несколько неуместно. По мне, так «Вверх» достойнейшее продолжение традиций Пиксара. Традиций создания качественных и очень интересных компьютерных анимационных фильмов. Мой персональный респект Доктеру, Питерсену и остальным!!!
P.S. Финальные титры, кстати, являют собой замечательный набор ярких картинок, несущих в себе не только рассказ о событиях будущей беззаботной жизни главных героев (такое было и в «ВАЛЛи», и в «Вольте», и много где еще). Кроме того каждая из них наглядно соответствует экранному титру (слету я вспомнил такой тоже популярный и классный прием в фильмах Жене «Деликатесы» и «Амели» – там это было в стартовых титрах). Приглядитесь потом, кто не обратил внимание.
27.08.2010
Немыслимое 402050 ~ Вверх
Вверх