«В третьей части в фокусе хорватский гангстер Мило, попадающий в криминальный переплет»
О датском пушере замолвите слово
Фактурный хорват Златко Бурича Мило решает житейские проблемы, параллельно сражаясь со своей наркозависимостью и улаживая криминальные дела разной степени тяжести. Один день из жизни отца празднующей свое двадцатипятилетие дочери, носатого, губастого, пузатого и прогероиненного (сапожник с сапогами) наркоторговца. Весьма неприятный тип, и деяния его из тех, за которые коптят в аду, но градус, возможно брезгливого, сопереживания этой упрощенной датской версии Тони Сопрано, поверьте, будет высок. Антопротагонист собственной персоной. Трилогия Рефна завершена, и багаж наших познаний о наркодилерской бытовухе весьма ощутимо пополнен.
Помещенный в более узкие, по сравнению с приквелами, временные рамки сюжет третьей части фильмов-зарисовок про датских пушеров довольно скуп на события, но по-своему интересен и, в целом, кино получилось на уровне предыдущих частей. Мелкие гангстеры, баловни криминальной фортуны уступают место уже фигурировавшему в прошлых фильмах крупномеру Мило, хотя его проблемы крутятся все в тех же плоскостях. Вместо героина предоставили для реализации экстази, экстази оказалось не тем, чем кажется, партнеры по дистрибуции кинули, а тут еще ухажер дочери что-то мутит да неприятная история с секс-рабством нарисовывается.
В художественном плане триквел исполнен в духе предшественников. Живая камера, обожающая спины передвигающихся героев. Музыкальные вставки, подчеркивающие особо напряженные моменты: вот Мило впадает в ступор, и нам включают эмбиент, а вот сейчас происходит что-то значительное, и электронные аккорды льются с экрана, позволяя проникнуться важностью момента. Даже цветовая гамма, не говоря уже о фирменной заставке, знакомящей с персонажами, – все, как было до этого. Все три фильма очень похожи, и являют собой настоящую трилогию, даром что первый и последующие фильмы разделяют 8 лет. Возможно, это не самая гениальная кинотрилогия на свете, но у нее есть свой стиль, свой стержень и свое скромное обаяние. Особенно хороши выполненные в рамках одной концепции финалы. И концовка второй части, пожалуй, в этом плане наиболее способна задеть за живое.
Первый фильм был о том, как уличный нарокодилер отчаянно пытался заработать на свое светлое будущее, но получал отпор от судьбы и более ушлых конкурентов. Во второй части уже тогда замечательный Мадс Миккельсен вышел из тюрьмы и начал вариться в котле сиюминутной наживы и низменных страстей с акцентом на сложных отношениях с отцом, криминальным боссом. А вот теперь новый уровень, в центре, как уже говорилось, крупная рыба, в заключительной части повествования решающая довольно крупные проблемы. «Жесть как она есть». Примерно так можно охарактеризовать эту часть фильма. Рефн буднично смакует нелицеприятный процесс, и смысла во все этом не так и много. Но, увы и ах, наверняка все так оно и есть, вся наркодилерская чернуха-бытовуха, как бы карикатурно она не выглядела, взята из жизни. Не из той, знакомой нам, уютной и комфортной. А из другой, карикатуре на нормальную жизнь, со своими законами, принципами и животными инстинктами.
Очередной сеанс созерцания очередной истории из жизни «других» людей прошел удачно. Ментальный опыт приобретен, мораль воспринята и усвоена. Интернет, онлайн-игры и киномания – куда легче героина и экстази. Но лучше, поверьте капитану Очевидность на слово, ни на чем не торчать и жить максимально полезной жизнью.
30 июля 2014