«Скандальная и спорная полнометражная экранизация хайповейшей книги многих поколений читателей»
Давайте сразу открою и закрою тему режиссера, а дальше фильм будет анализироваться отдельно от его мерзкой личности. В общем-то, я все сказал. Локшин – резидент США, разделяющий политику власти своей страны. Но «прокатное удостоверение выдается картине, а не режиссеру», а потому он лишь стал локшой дегтя.
А стал ли сам фильм (очередная экранизация великой книги) бочкой меда? Не сказал бы. Уж с подачи режиссерского видения или чего еще кино сочится антисоветскими нарративами, а потому в этом плане его воспринимать получается с оговорками. Опять же горящая (пусть и полуфэнтезийная, не соответствующая реальности тех лет) Москва в финале. Просто мечта любого укронациста, а не эпизод.
После просмотра я долго рефлексировал. Читал отзывы, смотрел обзоры. Кино получилось многослойным, мотивирующим к трактовкам. Диль, конечно, лучший. Цыганов и Снигирь – спорные ребята.
Основное отличие от книги – дополнительный повествовательный слой. Мастер олицетворяет самого Булгакова и в фильме он пишет историю похождений Воланда, тогда как в книге (я ее пару раз читал в молодости) такого не было.
Ключевые сцены – Аннушка и масло, фокусы в театре-варьете, полет голой и невидимой Маргариты, бал Сатаны – присутствуют. Авторы решили не отходить от канона, и Снигирь вовсю светит своей, полагаю, ненатуральной или нарисованной на компутере, грудью, и не только.
Также присутствуют и сцены с Понтием Пилатом и эрзац-Иисусом. Но их мало, и эффектный Банг выглядит в этом образе блекло, а уж Иешуа совсем незапоминающийся.
Подытожу. Фильм примечательный. Есть в нем как удачные решения, так и провальные (или по крайней мере очень спорные). Наверняка знаю одно: захотелось снова перечитать книгу. Она, разумеется, лучше любой своей экранизации.
Мастер и Маргарита ~ Повесть о двух городах 49241