«Смертельный квест члена зондеркоманды, представленный посредством совершенно потрясающей операторской работы»
Венгерский фильм. Лауреат Оскара за Лучший иностранный фильм 2015 года. Рассказывается про несколько дней из жизни венгерского еврея, который является членом зондеркоманды – заключенных, которым суждено прожить на несколько месяцев дольше, чем рядовым евреям, которых казнили сразу по прибытии.
В фильме феноменальная операторская работа. 95% фильма камера следует за главным героем. Эффект сопричастности полнейшний. Все ужасы лагеря смерти при этом оказываются как бы на периферии, камера не тыкает в них зрителя лицом, но мы все видим, все понимаем. Зрелище ужасное на эмоциональном уровне, а не на уровне крупноплановых зверств. Гениальная задумка и реализация.
Снято все не одним планом, есть склейки, но любой Любецки тут поаплодирует стоя. Картинка при этом заквадраченная, не 16 на 9, не современная. Но и не черно-белая, как в Шиндлере.
Фильм – очередное напоминание о преступлении тех, у кого есть власть и кто считает себя вершиной эволюции. И, конечно, хотелось бы, чтобы в конце прискакала Красная армия да поотрубала бошки всем немцам в военной форме, но она не прискачет и не поотрубает. Но это не так и важно. У фильма не было цели развлечь. Это сильнейшая драма, показанная от лица конкретного человека по имени Саул (он себя называл Шаул в оригинале), находящегося в эпицентре филиала ада на земле, который устроили нацистские преступники.