«Лебединая песнь великого кинохудожника, традиционно медитативное и немного загадочное произведение»
Последний фильм легенды русского кино, который он снимал уже будучи смертельно болен и, думается, отразил в какой-то мере это свое состояние и на пленке. Кто-то, я читал, считает этот фильм чередой самоповторов и неудачей Тарковского. Сам он считал «Жертвоприношение» лучшей главной картиной. На мой взгляд, это определенно великий фильм, как в качестве последнего из семи картин Тарковского, так и сам по себе.
Исполненное в характерной для автора манере, кино обладает всеми атрибутами работ самого знаменитого в мире советского режиссера. Медленное, много воды (как повествовательной, так и буквальной, которая течет в кадре), игра с цветностью изображения (цветное, черно-белое и обратно). Сновиденческая медитативность как локомотив повествования. Такое кино трудно смотреть, но это настоящее искусство, тут спорить просто бесполезно.
Впервые у Тарковского фильм снят полностью на иностранном языке и с иностранными актерами, но все равно он не кажется абсолютно нерусским, международным. Тут есть какой-то дух России, в интерьерах, в пейзажах, в мизансценах. Я не знаю, как это точнее объяснить.
Фильм философский и религиозный. Была ли атомная катастрофа или это был сон? Сумашедший ли главый герой или спаситель всего сущего? Так просто на эти вопросы ответить не получится.
Во время просмотра меня клонило в сон, я не получал особого удовольствия и катарсис на выходе не словил. Но все-таки это сильный фильм. Сейчас в подобном ключе (но более приземленно) снимает Звягинцев. Ну где-то немножко (но более эпатажно и не всегда адекватно) – Фон Триер. Тем не менее, Тарковский – уникален, и посмотреть всего его семь кинолент стоит каждому, кто серьезно увлечен кинематографом. Я наконец-то сделал это.
Жертвоприношение ~ В постели с врагом 94027