«Тяжелая и монументальная военная драма, лучшая работа рано ушедшей Ларисы Шепитько»
Да, это именно эталонная драма о войне, о судьбах отдельных ее участников. Как бы ни были хороши фильмы Тарковского, Германа, Бондарчука, Чухрая и Климова, именно «Восхождение» Шепитько стала для меня идеалом в этом нелегком жанре, принимая в учет страну и время производства. Добрые люди посоветовали посмотреть, и мне остается их только поблагодарить за подобную рекомендацию.
У Ларисы Шепитько получилась, так сказать, облегченная версия вышедшего через несколько лет шедеврального фильма мужа «Иди и смотри». «Восхождение» не столь психически трудно переносимое, хоть и отчаянно трагическое, зрелище, как фильм Климова. А по смыслу, содержанию и актерской игре (!!!) оно для меня ничуть не слабее, а по отмеченной тремя восклицательными знаками компоненте даже сильнее.
Плотников (Сотников), Гостюхин (Рыбак) и Солоницын (Портнов) показали нечто невероятное по накалу страстей, по эмоциональному воздействию на зрителя.
В трех эпизодах играемая музыка, если не ошибаюсь, Шнитке еще сильнее подчеркивает драматизм и стимулирует еще более яркое впечатление от происходящего. Притом, что там есть звуковой ряд а-ля «Иди и смотри» – нечто гнетущее и пилящее – в совокупности с музыкой это все слушается очень органично.
Драма войны без прикрас. Восхождение одного партизана и падение другого. Ну просто шедеврище жанра. Больше и сказать-то нечего!