«Сильная тюремная драма о силе воли, о дружбе, о духе свободы»
Наконец-то посмотрел я «Мотылька». Франклин Дж. Шаффнер (режиссер картины) стал мне недавно знаком по замечательному байопику «Паттон». Скоро же в планах посмотреть его же «Планету обезьян». Ну, а пока речь о «Мотыльке».
С одной стороны, телевидение дарит нам возможность как можно раньше ознакомиться с раритетными фильмами (надо всего лишь мониторить ТВ-программу, ну а сервис подписки на обновления к фильмам КиноПоиска легко выполняет эту работу за тебя), с другой стороны – в каком виде мы в итоге получаем фильм зачастую портит (не совершенно, но иногда неслабо) впечатление от просмотра. Итак, записал я «Мотылька» с телеканала Звезда. Хорошо, что там с рекламой все очень и очень терпимо. Но малоголосый перевод (это, в принципе не так уж и плохо, но не оригинальная озвучка с интонациями Хоффмана того же), и (самое главное!) кастрированная картинка (недавно вот так же ознакомился, блин, с «Последним из Могикан» Мэна) – должна быть 2.35 к 1, а имеем 1.33 к 1 – это все немножко подложкадегтивает просмотр.
Но, посмотри я фильм в идеальном качестве, с идеальным переводом, все-равно не встал бы он у меня на один, высочайший, уровень с «Побегом из Шоушенка». Не буду проводить сравнительный анализ двух картин, скажу лишь, что судьба Мотылька (МакКуин) зацепила меня куда меньше, чем судьба того же Дюфрейна из Шоушенка. Может, в книге, по которой Шаффнер снял свой фильм, все интереснейшим и подробнейшим образом расписывается, но по сюжету нам не рассказывают о предыстории попадания в заключение героя МакКуина, да и второго персонажа Луиса Дега (Хоффман). Вскользь, конечно, упоминают, но в дальнейшем никаких раскрытий темы почти не происходит. Уровень сопереживания таким образом несколько понижается.
Ну, и концовка. Катарсисом там и не пахнет, да и состояние героев такое, что спасайся не спасайся – мало в этом проку. Но оптимизмом финал заражает – этого не отнять.
Плюс, по ходу действа присутствует несколько рваный темп (типа, полгода спустя, а вот вам 5 лет спустя и т.п.). Но это я уже придираюсь. Меня подобные приемы в общем-то никогда не раздражали.
Актерская игра Хоффмана и МакКуина, конечно, на высоте. Работа гримеров – там же. Музыка Голдсмита (штатный композер режиссера этого) в тему (но раньше ее не слышал и сейчас вот не распробовал, где там номинация на Оскар).
Кино хорошее. Можно даже сказать, отличное. Но, будьте милосердны, на голову-другую в общем и целом пониже Шоушенка. Правда, и сравнивать эти фильмы нечего, общего у них немного: тюремная тематика, да воля к жизни и желание обретения свободы.
Житие Брайана по Монти Пайтон 73403 ~ Мотылек