«Прекрасный полочный советский фильм, один из самых доступных у сложного Алексея Германа»
Замечательное кино. Пусть и менее известное зрителю, по сравнению с другими советскими кинофильмами о ВОВ, но от того ничуть не становящееся хуже. Лично я посмотрел этот фильм только недавно (начинаю активно ликвидировать свою безграмотность и особенно в отношении таких гениев режиссуры как Тарковский и Герман), но название еще с ранних лет было на слуху.
О судьбе картины (то, что она лежала на «полке» 14 лет и т.п.) ничего не знал, но во время просмотра мысль о неординарности постановки, о новом, доселе в советском кино не встречаемом, взгляде на участников войны, несомненно у меня возникла. А дату выпуска (1985) я впервые увидел не на КиноПоиске, а в финальных титрах фильма.
Во время просмотра «Проверок» на минуточку всплыл современный российский фильм Месхиева «Свои». Есть общие углы соприкосновения. Не буду сравнивать (тем более, что «Своих» очень люблю и считаю одним из лучших фильмов современного нашего кинематографа), но скажу лишь, что снятый за 30 с лишним лет до этого фильм Германа смотрится (несмотря на ч/б и уже просящую реставрации картинку) просто шикарно.
До этого у Германа смотрел, может быть чуть менее для меня осмысленного, но может быть для кого-то и более глубокого и сильного «Моего друга Ивана Лапшина». Ну, и перед началом «Проверок...» ожидал я несколько специфического зрелища. Тем не менее режиссура Германа, вкупе с грамотным сценарием, музыкальными этюдами Шварца – очень органично подошла к военной тематике. И центральная содержательная часть, и флэшбэк со взрывом моста, и берлинская концовка – все это произвело сильнейшее впечатление.
Конечно, отдельная тема – актерская игра. В фильмах Тарковского и Германа (а также у более мейнстримных Данелии и Михалкова) актеры вытворяют совершенно невообразимо прекрасные вещи, создавая такие великолепные и запоминающиеся образы, что во время просмотров картин этих мастеров с жадностью ловишь каждый эпизод, каждый фрагмент, все глубже и полнее раскрывающий актерские таланты. Игра Быкова и Заманского (в первую очередь), Солоницына, Борисова, Бурляева – на грани фантастики. В общем, атмосфера у фильма запредельно натуральная. Недавно вот смотрел «Иваново детство» Тарковского – похожая ситуация. При все этом сам сюжет кроме глубокого смысла обладает банальной «запредельной интересностью».
Проверка на дорогах ~ Телохранитель 52314