«Сумбурный, слишком комедийный вестерн с геноцидом индейцев и бенефисом Хоффмана»
Я в смятении, как мне относиться к «Маленькому большому человеку». Это, вроде как, классика, и одна из вершин творчества режиссера Артура Пенна и актера Дастина Хоффмана, но в картине есть несколько неоднозначностей, из-за которых мое впечатление смазалось.
Фильм обрамляется (как в какой-нибудь «Зеленой миле») сценами в доме престарелых, где престарелый донельзя герой Хоффмана рассказывает интервьюеру (и нам, зрителям) историю своей необычной жизни. История напоминает немного фильм «Форрест Гамп» (опять более поздняя картина с Томом Хэнксом). Главного героя усыновляют индейцы, в какой-то момент он вовзращается в цивилизацию Дикого Запада, становится помощником афериста, потом стрелком, встречается с парой знаменитостей тех лет. Неоднократно возвращается к жизни с индейцами и обратно к жизни без них.
Сильнее всего мне не понравилась тут выбранная тональность. Это трагикомедия, где легкие, беззаботные сцены чередуются с ужасными, когда белые завоеватели истребляют индейских женщин и детей. Да, контраст, и, скорее всего, задумка. Но это неуместный контраст и срежессирован он неудачно.
Также совершенно непонятно, что творится в голове у заглавного героя, к нему не возникает эмпатия. И в этом плане похожий «Танцующий с волками» в 100 раз лучше: и сопереживание, и стабильная драматичность без странных примесей, и финал, – в фильме Костнера лучше всё.