«Толпа режиссеров сняли толпу актеров в важном фильме про важный день в истории Второй мировой»
Спилбергу еще только шестнадцать
Полвека тому назад, когда голливудские фильмы могли быть черно-белыми, и это не считалось выпендрежем, а на русский язык их названия переводились дословно, и это считалось нормальным, Занук и его команда разродились работой эпических масштабов. Спустя всего 17 лет после окончания Второй мировой ребята из солнечной Калифорнии не пожалели средств на попытку воссоздания событий шестого июня 1944 года и при поддержке с европейской стороны, предоставившей локации для съемок и местных кинозвезд для перевоплощения в англичан, французов и немцев, создали уникальный фильм. Трехчасовую всестороннюю хронику одного из самых знаменитых дней в современной военной истории. Смотрибельную и отдающую дань павшим героям союзных войск, а также в очередной раз напоминающую о нацистской чуме во главе с гадким Гитлером. Последний здесь, впрочем, все самое интересное проспал и остался за кадром.
Разумеется, про участие СССР в победе над нацистской Германией тут распространяться не будут. И это, если малость подумать, вполне логично. В фильме про Сталинградскую битву тоже не расскажут про Перл-Харбор и День Д. Показан конкретный временной отрезок: вечер накануне и сам процесс вторжения союзников в Нормандию. Финальные титры – на фоне моря, вечером шестого июня. Тут просто некогда, несмотря на три часа экранного времени, рассказывать о чем-то еще. Скрупулёзно, со всех углов, с основательностью достоверных источников в виде ветеранских дневников и мемуаров, нам показывают подготовку к наступлению, основанную на метеорологических сводках, и никогда еще эта профессия не была так важна; готовятся и французские партизаны, и немецкое командование: секретные сообщения по радио как бы намекают; потом мы увидим высадку воздушного и военно-морского десанта, станем свидетелями переполоха и суеты в рядах противника: по версии создателей картины многое решил тот факт, что фюрер запретил себя будить, а без него резервные танковые дивизии остались в… резерве. То тут, то там военные зарисовки, зарисовочки, зарисовулечки. При этом ощущение цельности повествования не утрачивается, и киновинегретом наблюдаемое действо назвать не хочется.
Но клюква, она и в Нормандии клюква. То ли от технического несовершенства тех лет по сравнению с нашим временем, то ли по не столь очевидным причинам, не раз и не два можно во время просмотра поймать себя на мысли, озвученной Станиславским. Вот как-то не совсем естественно, вразвалку бегают тут солдаты. Как-то недо- или переигрывают некоторые из доброй сотни имеющих реплики актеров. И если Оскар за операторскую работу виден невооруженным взглядом, то Оскар за специальные эффекты, включавшие в себя тогда как звуковые, так и визуальные эффекты, скорее всего, морально все-таки устарел. Смотрящиеся сейчас со скепсисом комбинированные съемки да некошерная работа звуковиков – вот вам и весь Оскар. Но всему свое время. Тогда это, возможно, было очень и очень. Но вот, когда, например вам просто наступят на любимую мозоль, вы закричите в голос, а экранные бойцы «Самого длинного дня» бегают молча, умирают молча: никаких криков боли, никаких стонов раненых и умирающих. Также до самых последних кадров в фильме совсем нет музыки. Впрочем, если бы она всю дорогу была такой же бравурной, как последние пять минут, то, возможно, оно и к лучшему.
Монтаж в более поздних военных эпиках очень часто отличается чрезмерным обилием кадров смертей тех, кто осаждает какой-то неприступный рубеж. Иногда думается, да как же они победили, если там каждого первого настигла пуля врага? В этом фильме все несколько иначе. Много героев, есть геройские подвиги и смерти, но вместе с тем многие из фигурантов союзнического вторжения доживут до конца этого дня. Что с ними будет потом – неизвестно. Но, как говорится, ю мэйк май дэй: свою миссию они исполнили по мере сил и возможностей. В картине много-много известных лиц, но едва ли у кого-то из них больше 10-15 минут времени в кадре. Джон Уэйн да Роберт Митчум – вот, пожалуй, пара звезд, которых тут побольше остальных. Первый – упал с неба, второй – приплыл. И когда на стороне правых сил актеры с подобной харизмой, супостату остается только сдаться: сопротивление не имеет никакого смысла. Джон Уэйн завоевал Дикий Запад, отвоюет и Европу.
Как понятно всем и каждому, кто не мучил в детстве котят и дружит со своей головой, война – это зло. Никому не нужная крайность, атавизм каменного века в нашу эпоху ядерных боеголовок. Лидеры мировых держав меряются своими эго. Царит правило трех «П»: везде провокации, пропаганда и псевдопатриотизм. Затеявших и поддерживающих этот международный кавардак иначе как с использованием еще одного или нескольких слов на «П» не назвать. И вот ленты, подобные «Самому длинному дню» весьма наглядно напоминают, что «где-то мы уже такое видели». То был один из сотен дней ужасной мировой войны. Он был насыщен событиями, он был судьбоносен. Но смертями и разрушениями тогда был наполнен каждый Божий день, и будь проклят тот, кто запустит механизм, который будет невозможно остановить. Армия чертей, да все верхом на пресловутых огненных гиенах, дожидается их в аду. Но оттого не будет легче никому из жертв их безумства. Человеколюбия всем нам и хорошего кино из серии «чтобы помнили и не повторяли ошибок». Представленный фильм как раз из таких. Классика!
19 марта 2014
Самый длинный день ~ Сообщество (1.18) 487171