«Философичный и метафорический Бергман, но форма подачи легка и приятна»
Мой 14-й фильм Бергмана. Я потребляю его строго дозированно нынче. По фильму в год, не чаще. Из крупных работ не смотрел еще следующее: Лето с Моникой (1953), Вечер шутов (1953), Улыбки летней ночи (1955), Стыд (1968), Страсть (1969), Сарабанда (2003).
Кино сравнивают с «Седьмой печатью». Тоже немного историческое, про актеров/лицедеев. Состав исполнителей главных ролей почти идентичен опять же. Я уже не помню, про что там именно «Седьмая печать», но про что «Лицо» пока еще не забыл. Коллектив персонажей во главе с магистром-шарлатаном колесит по городам и селам, исполняя полумистические эстрадные номера. Однажды попадая в имение к ЧСВшным дворянам, они вынуждены выступить и перед ними.
Короче, как я прочитал в интернете, фильм – метафора на творца. Какой-то завуалированный ответ критикам от лица Бергмана. Крутые режиссеры типа Бергмана обожают иносказательно подколоть своих недругов. Мол, главный герой – это Бергман, а высмеивающие его аристократы – невдупляющие критиканы, которых надо проучить.
С самых первых кадров мне импонировала легкая подача и колоритные персонажи, чьи лица одно другого фактурней. В конце фильм приобрел немного мрачные оттенки и слегка подгрузил. Но самая последняя сцена и финальный кадр – разгрузили и подарили приятное послевкусие. Не хочется вдумываться во все метафоры и анализировать художественные приемы. Бергман – сложный режиссер. Просто иногда его фильмы вот прямо легко идут, а иногда – со скрипом. Когда я смотрел «Лицо», скрипа почти не было.
Лицо ~ Тяжёлая поездка 1649446