«На таком материале сделать настолько стерильное кино – это надо постараться»
Я не знаю, насколько хороша одноименная книга (книг почти не читаю в последние лет дцать, грешен), но фильм наверняка ее портит. Зрительские рейтинги у картины вполне высоки, а рейтинг критиков – ниже среднего. И в этот раз я воюю на стороне последних.
Отдать режиссуру в руки какого-то ноунема с горы – это было опрометчивое решение. История-то вполне сильная, и можно было сделать отличную драму, если не уровня «Пианиста» и «Списка Шиндлера», то точно не в 10 раз хуже. Но не срослось. Постановка стерильная донельзя. Душевные струны практически ни разу не затрагиваются. Разве что чуточку в сцене с вызовом девочки «мамой» в школе, и в эпилоге. Но и тут – сплошные штампы и примитив.
Актеры несимпатичные. Джеффри Раш – классный мужик и герой его – прекрасный человек, но все равно мискастинг. Остальные, в том числе главная героиня, – мимо. Конечно не «отвратительные физиономии», но и ничего такого замечательного. Герои – немцы, живущие при Гитлере. Может, фишка такая была – сделать их не очень уж классными. Сомневаюсь.
Кто придумал вести рассказ (вступление, раза 3-4 по ходу фильма и заключение) от лица Смерти с мужским закадровым голосом – редкостный оригинал. Прием интересный, и вроде как в тему, ибо война, убийства и горе. Но этот Смерт(ь) – инородный персонаж, словно приехавший из какого-то фэнтези.
Еще один нюанс, дающий понять, что у авторов фильма проблемы с адекватностью. Герои, как мы уже знаем, немцы. Но разговаривают и пишут они на английском. Ок, допустимое допущение. Но на кой пёс иногда проскакивают песни на немецком и немецкая речь? Так в нормальном кино не делается.
Короче, мне было скучно. Конечно, военная трагичная драма и не должна развлекать. Но это банально скучное кино. С хорошей музыкой Уильямса и хорошими немцами посреди нацистского омута. Эмоциональный отклик совершенно не соответствует тематике.