«Иракский нарыв на теле современной Америки и немножко криминального детектива»
International distress signal
Казалось бы, последняя на середину девятого года режиссерская работа Хаггиса – идеальный экспонат для детального разбора по кинематографическим кирпичикам. К тому же – отличный плацдарм для философских измышлений на тему аллегоричности названия, для критики или скупой похвалы хаггисовых, как постановщика и сценариста, стараний. Но копнуть какой-то доселе неизвестный смысловой пласт, подарить читателю озаряющее своей глубиной откровение очередному рецензенту удастся едва ли. Так стоит ли вообще браться? Можно ли суметь доказать скептически настроенному киноману-привереде, нашедшему в «In the Valley of Ellah» лишь россыпь жанровых клише, что перед нами, по сути, один из самых сильных антивоенных фильмов нулевых? Сомнительное начинание. Но когда кино добирается до самых потаенных эмоциональных рецепторов и пробивает защитную оболочку циничного отношения к чужеземным, искусственно ими же самими созданным военным бедам, промолчать – кощунство.
США. Ирак. Американцы на постановочной войне, но с традиционными для подобных мероприятий последствиями. По прибытии домой тяжелая социальная адаптация, непригодные в мирной жизни навыки, а, возможно, желание, созвучное с мотивами хрестоматийного капитана Уилларда из «Аппокалипсиса» Копполы, – вернуться обратно. Сын отставного офицера Хэнка Дирфилда (Джонс) побывал там. Детектив Эмили Сандерс (Терон) по долгу службы контактирует с семьями военных. Местная полиция, руководство военной базы – все вовлекаются в детективную историю о пропаже без вести Дирфилда-младшего. Историю с заведомо безрадостным исходом.
Право же, кинолюбители со стажем хорошо знают, что Хаггис в сотрудничестве с камерой восьмикратного оскаровского номинанта Роджера Дикинса, при поддержке киномузыкального таланта Марка Ишама не способен, как бы ни старался, сделать что-то технически невзрачное и проходное. Дело за «малым» – богатой содержательной частью. Да, тема не искрится новаторством, а используемые приемы не получается назвать революционными. Но когда в кадре совершенно замечательный, показывающий свою лучшую форму Томми Ли Джонс, и на переднем плане ему аккомпанирует еще одна лауреатка из этого коллектива призеров и претендентов на «старину Оскара», а на фоне четко играют свои небольшие партии Сарандон, Патрик, Франко, Бролин, – ценителям лицедейства будет на что посмотреть. Остальное, пожалуй, дело вкуса. Сумеет ли Хаггис донести свой несложный посыл и, обойдя препоны безразличия, добраться до чувствительных струн человеческих эмоций? Во многом подобное ему удалось в триумфальном, но таком же авторском и социально значимом «Столкновении». Проблематика послевоенного синдрома будет, конечно, поуже темы межнациональных коллизий лосанджелцев, но не без оснований можно заявить, что в данной картине она раскрыта от и до. При этом сюжет обличен в не такую уж и обязательную детективную, местами остросюжетную, форму. Она до поры до времени развлекает, держит внимание, сохраняет интригу. Но когда вырисовывается хроника произошедших событий, вместе с тем приходит понимание, что военно-полицейское расследование – лишь нарочный прием, рычаг воздействия, работающий на общую идею. А дальше уже, как неоднократно отмечалось, впечатление от просмотра остается один на один с внутренним миром зрителя, и от содержимого второго напрямую зависит характер первого.
В финале герой Томми Ли Джонса с грустными глазами и сердцем, наполненным болью за все офицерское племя, решает для себя и тем самым проецирует идею создателей картины на зрителя, какой стороной должен висеть реющий американский флаг. Лицемерно правильной или истинно противоположной.
11 августа 2009
Большая игра 356156 ~ В долине Эла
В долине Эла