«Ламповый и одновременно искусственный фильм про, внимание, человека без прошлого»
Каннский лауреат (не в главной номинации, но в трех других). Почетный номинант на Оскара от Финляндии. Да и просто любимый критиками всех времен и народов фильм. Посмотрен!
Для аутентичности смотрел в оригинале с титрами. Ну как будто я америкос и пришел в америкосовый кинотеатр типа. И вот не знаю, сыграла за или против эта финская речь. Я не понимал, это они так всегда говорят (как эстонцы из анекдотов) или все-таки имеет место быть какой-то стеб. Немного неживыми выглядели все герои. Все-таки пусть это будет задумкой автора. Ведь у фильма есть и некоторый метафорический пласт. Конечно, это не мир Роя Андерссона, но какая-то его лайт-версия. Ну, и заодно Линч вспомнился. Может быть, совсем не в тему.
Вообще, кино про немотивированно злых и очень добрых людей. Про бомжей и благодетелей из «Армии спасения». Про наглых, но смешных полицейских. И про любовь. Герои какие-то потрепанные, из народа, некрасивые. Ненастоящие и настоящие одновременно. Мир Каурисмяки весьма интересен. Освещение, экстерьеры и мизансцены запоминаются. Не скажу, что прямо хочется посмотреть все его фильмы, но когда-то к ним вернуться – это можно.
Концовка у фильма умиротворяющая. К героям нет жгучих симпатий, но и никакой неприязни – тоже. Полтора часа бытовухи в их компании пролетели незаметно и в ритме танго.