«Герой женится (или планирует) на дочери босса мафии, который вовлекает героя в свои криминальные дела»
Только ради ЧРКП-2012 пересмотрел этот фильм (нужна была рецензия на фильм со словом «синий» или «голубой» в названии), хотя был он у меня в папке «к пересмотру». До этого смотрел очень давно на прокатной кассете. Помню понравились эти гангстерские приколы и фраза «пшел нах». Но пересмотр показал, что фильм-то совершенно необязательный.
Необязательный текст
«Голубоглазый Микки», кино, в общем-то, не обязательное ни к ознакомлению, ни к существованию, рассказывает одну из миллиона историй про столкновение добропорядочных граждан с миром организованной преступности. В славном Нью-Йорке живет аукционных дел управляющий Майкл, который умудрился познакомиться с Джиной, дочкой криминального авторитета Фрэнка, скрывающегося под личиной хозяина итальянского общепита. Не долго думая и пока что не ведая о родственных связях избранницы, Майкл, спустя три месяца конфетно-букетного, делает ей предложение. Будущий тесть почему-то очень рад будущему зятю, вскоре открывается правда, которая почему-то не отпугивает Майкла, и молодые готовятся к свадьбе, тогда как Фрэнк и его коллеги начинают использовать аукционную площадку для отмывания денег. В роли Майкла – Хью «Ох, уж этот 1995-й» Грант. Джина – Джинн «Дуглас, Круз, Костнер, далее без остановок» Трипплхорн. Фрэнк – Джеймс «Уже играл я мафиози» Каан. На фоне – хрестоматийные второплановики криминальных саг с характерными итало-американскими физиономиями.
Вышедший на экраны в девяносто девятом фильм чрезвычайно безызвестного режиссера Келли Макина являет собой замечательный пример кинематографической посредственности. Какой-то Сальери из WGA пишет сценарий на, видимо, актуальную в те годы тему срывания покровов с американской мафии, подаваемую в комедийном ключе с непременным ФБР, мимикрией главного героя под представителя криминальной группировки и шутками в сторону «Крестного отца». К слову, краткосрочные эпизоды превращения героя Гранта в заглавного персонажа, говорящего с акцентом, использующего в российском дубляже забавное «пшёл нах» гангстера Микки – не столько удачная и свежая, сколько действительно веселая находка вышеупомянутого работника сценарного цеха.
Чуть ранее Джим Абрахамс в формате пародии с ног до головы обстебал жанровые иконы Копполы и Скорсезе фильмом «Мафия!». В том же году с куда большим успехом в кинопрокате маячат Де Ниро и Кристал в их «Анализируй это». Тогда же на кабельном ТВ выходит первый сезон «Сопрано», который через восемь лет раз и навсегда закроет тему «семейно-мафиозных уз», исчерпав ее до самой последней капли. «Голубоглазый Микки» попал в струю, и не сказать, что фильм прямо вот вселенски плох, но создавался он явно не вопреки, а ради. Меркантильный расчет студийных боссов, а не импульсивное решение, минутная слабость, дающая зеленый свет какому-то по-настоящему оригинальному проекту. В итоге получилось что-то из серии одновременной бомбежки Земли астероидами в версиях Мими Ледер и Майкла Бэя или муравьиных мульт-приключений, вышедших на экраны из ангаров Дримвокс и Пиксар. Все это было в девяносто восьмом. В две тысячи четвертом будут пеплумы «Троя» и «Александр», а еще лет через шесть-семь повальная мода на инопланетных агрессоров. История повторяется.
Что же можно было сделать в «Голубоглазом Микки», чтобы он получился хоть чуточку менее стерильным? Поменьше штампов, побольше Каана и Гранта в образе Микки, поменьше, а то и совсем без нее, Трипплхорн, побольше мафиозной кухни, поменьше вялых шуток для галочки и дурацких персонажей. В целом, материал небезнадежен, и на него, если честно, можно смотреть, не жмурясь в оба глаза. Более того, даже в том виде, каким кино предстало на суд зрителя, оно имеет право на жизнь, занимая четко отведенное место в своей нише с ярлыком «ширпотреб». Ведь если бы не было несчетной уймы фильмов той породы, что частенько крутят по центральным каналам, скрашивая досуг адептов зомбоящика, и которым на киносайтах ставят средние оценки, то смогли бы мы оценить должным образом настоящее кино? Всегда и везде нужны посредственности, чтобы таланты могли себя показать. Кинематограф, поверьте капитану Очевидность на слово, живет по тем же законам. И если говорить о жанре mafia-муви, то сколько бы нас ни потчевали суррогатом, сколько бы ни пичкали пародиям разной степени беззубости, все они лишь оттеняют фильмы уровня «Крестных отцов» и «Славных парней», укрепляя их позиции в наших сердцах и умах.
4 июня 2012
Голубоглазый Микки ~ Грань (4.2, 4.3) 430245