«Семь дней, семь грехов, два напарника и один маньяк-мизантроп»
Классика жанра! Непревзойденный детективный триллер! Все фильмы этого жанра невольно сравниваешь с триллером «Семь» и никогда сравнение не бывает в пользу претендента. Всем другим далеко до этого уровня, на который поднял жанр Девид Финчер. В первую очередь хочется сказать о великолепной мрачной атмосфере (присущей и остальным фильмам режиссера), которая присутствует начиная со зловещих начальных титров и заканчивая шокирующей развязкой. По ходу расследования двумя детективами преступлений серийного убийцы напряжение только нарастает и приковывает зрителя к экрану. Также хочется отметить отличный актерский состав – все на месте, все великолепны! Визуальная, звуковая составляющая превосходны! Но в первую очередь сюжет и атмосфера!
06.07.2006
В черном-пречерном городе…
«Помню, в юности был у меня один безумный день. Наевшись с утра бабусиных блинов до полуобморока, я полдня слонялся по квартире, фантазируя о красотке из соседнего двора. Тогда я подрабатывал в трех местах, но постоянно хотел иметь еще больше денег, чтобы покупать самые модные вещи и щеголять в них по району. А на вечернем променаде казус случился. Дружбан мой старинный вышел в такой же точно куртке, а на ногах у него «Adidas» новехонький был. Вот же я тогда разозлился. Драка, конец дружбе и… полный набор из семи грехов за сутки. И ничего, представьте себе, до сих пор жив-здоров».
/из чьих-то мемуаров/
Тезисно о главном. Миллз – коп-новичок. Сомерсет – коп-старичок. Место – некий Город. Время – современность. Неделя до пенсии, и зловещая серия убийств лейтмотивом. Вырисовывается закономерность, объявляется маньяк. Коробка, апофеоз, Хемингуэй, титры раком.
Если взять полнометражные творения Финчера, из их актуального числа вычесть порядковый номер фильма, про который мы сейчас ведем речь, будет – семь. Примерно с такой подводкой можно сравнить многочисленные теории киноведов-любителей на предмет истинных смыслов и многослойных подтекстов «Семи». Что бы вы себе ни нафантазировали, от словосочетаний типа «культовый фильм», «икона жанра», «гнетущая атмосфера», «крутой сценарий» далеко отойти не получится. «Семь» Финчера – в первую очередь непревзойденный криминальный триллер про серийного убийцу, обладающий в зобу дыханье спирающей концовкой, а уже потом – все остальное.
Пару слов о концовке и всем остальном. В сети можно прочитать о двух совершенно чудовищных вариантах развязки. На самом деле, смехотворны они именно в сравнении, и помнили бы фильм без того финала, который выбили Питт и Финчер у студийных боссов, – вопрос скорее риторический, чем нет. Заключительная двадцатиминутка – это бенефис Доу по сюжету и Финчера как режиссера. Модифицированная тональность повествования, предзакатный пейзаж линий электропередач, а дальше – кульминация с элементами нездорового катарсиса. Но это будет потом, сначала – добрая сотня минут урбанистических фасадов и мрачных интерьеров. Хонджи лупит по глазам сочно-безжизненной картинкой, а Шор – по ушам тревожной какофонией звуков. Питт и Фриман пламенно-ледяным дуэтом разыгрывают свои партии. И все вместе пробирает до самых печенок, шевеля посредством мурашек волосы на затылке.
В мире триллера «Семь» много ненавязчивых странностей. Так, квартира Миллза встречает нас постером «Пышки» Ромма, сворой собак в запертой комнате, вибрацией в духе «смех и грех» от проходящей рядом подземки. На улице постоянный дождь, который берет тайм-аут лишь в воскресенье, словно он живой. Сомерсет неестественно для столь чуткой натуры одинок. Агент ФБР нарочито нетипичен. Счастливая в браке жена почему-то не уверена, оставлять ли ребенка. И ответом на все вопросы, кроме постера из «Пышки» и парочки других, будет – Город. Он, здесь, по Финчеру, словно предбанник ада, скорсезевский Нью-Йорк из «Таксиста», версия 2.0. Крик о пожаре вместо «спасите, насилуют!», выколотые за пару баксов глаза, чревоугодная праздность, алчная гордыня, похотливая зависть и повсеместный гнев.
Чу! Джон Доу с кувалдой. Что было грехом при Данте, для нас – сущий пустяк. Но назначенный свыше Джон – человек старой закалки. Любишь поесть сверх меры? Ай-я-яй! Завидуешь чужому счастью? Накажи себя скорее! Его философия логична и ущербна одновременно. Но Доу – нерафинированный продукт нашего времени. Только в таком сумасшедшем мире серийные убийцы смогли эволюционировать в подобный вид. Здесь все неправильно, здесь все задом наперед, и финальные титры рассуждают именно на эту тему. Мир – безумное место, и он не стоит того, чтобы за него бороться. Со второй частью этой фразы я не согласен.
24 октября 2012
Семь ~ Первобытный (1.2) 2051661
Семь ~ Американская история ужасов (1.4 - 1.7) 571260
Семь ~ Эквилибриум 193589
Семь ~ Шесть дней, семь ночей 109381