«435-минутное 12-актное артхауснейшее метафизическое кинопроизведение, утомляющее неспешностью, но восхищающее концептом»
Много кто знает об этом фильме, но мало кто осмеливается его посмотреть. Всему виной 7-часовой хронометраж. Чтобы подступиться к такой киноглыбе, нужна определенная смелость. Я вот наконец-то подступился. И при этом решил сыграть по-честному, так сказать. Посмотрел фильм в течение одного дня, без перемоток и ускорения. Постарался получить максимально правильный киноопыт. Получил. Было тяжело, но оно того стоило.
Я уже видел у Белы Тарра его последнюю полнометражку «Туринскую лошадь», вышедшую через 17 лет после «Сатантанго». Там было всего-то 2.5 часа зрелища. Но тоже черно-белая мрачная картинка под Германа старшего и темп под Тарковского. В общем, с авторским стилем этого венгерского киногения знаком был и знал, что ждать.
Повествование разделено на 12 частей. Оно изобилует долгими, очень долгими, бесконечно долгими планами. При этом здесь имеется все-таки некий удобоваримый сюжет. А также есть концепция. Как глобальная, смысл которой раскрывается лишь на финальных кадрах, так и сквозная, заключающаяся в регулярном показе одних и тех же событий с разных точек зрения.
В «Туринской лошади» мне очень понравилась музыка, которая регулярно появлялась на фоне и создавала особое настроение. Это была одна и та же, очень цепляющая мелодия. Аналогичный прием есть и в «Сатантанго». Но здешняя мелодия – нечто, хоть и запоминающееся, но простенькое, сыгранное на аккордеоне и/или синтезаторе. Могло быть все-таки и лучше.
Актеры, конечно, никому неизвестные. Разве что двух из них я уже видел все в той же «Туринской лошади». Страшненькая девочка с постера – Эрика Бок – одна из этих двух. Так как в фильме никуда не спешат, а крупных планов немало, то все герои после семи часов их общества будут знакомы каждой черточкой своего некрасивого, но очень реалистичного лица.
Что касается смысла «Сатантанго», то тут все очень и очень непросто. С одной стороны у нас имеется какой-то венгерский социальный контекст вокруг колхозных сообществ, а также какая-то глубоко завуалированная тема влияния силовых структур на жизнь граждан. С другой – чистой воды метафизика, совершенно выносящая мозг финальной сценой. Вот прямо артхаус 80-го уровня.
Мощь этого кинопроизведения подчеркивается монструозным семичасовым хронометражем. Не скажу, что я был загипнотизирован, и эти часы пролетели как один миг, но и о тотальной скуке и беспричинной затянутости я бы не говорил. Почему-то создается ощущение, что каждая минута из четырехсот тридцати пяти находится на своем месте. Настоящая магия кино!
Сатанинское танго ~ Сообщество (6.7) 487171